Team Fortress 2 — типичное дитя прогресса, скроенное согласно последним требованиям разработки продуктов широкого потребления. Яркие персонажи, минимум технической информации, небольшое количество тщательно подобранных декораций и льющееся через край веселье — эти непреложные принципы, рожденные голливудскими режиссерами и сценаристами, все чаще ложатся в основу современных развлечений, окончательно избавляя игры любого жанра от налета элитарности. Фактически творение вашингтонской студии Valve — это первый многопользовательский шутер, рассчитанный на массового покупателя. Разобраться в нем сможет и калека, получить удовольствие — даже самый заядлый фанат.
Чтобы стать полноправным участником мероприятия, помимо широкополосного доступа в Интернет понадобится лишь выбрать тип бойца и уяснить поставленную задачу (захватить все ключевые точки на карте или стащить из вражеского бункера кейс с редкой порнографией) — все прочее, включая аппетит и наркотическую зависимость, придет со временем. За дружелюбность по отношению к пользователю и то количество эмоций, которое набирается за один сеанс игры, Team Fortress 2 можно простить даже слишком долгий срок разработки в размере семи лет. Собственно, и вспомнят о нем лишь те, кто все это время следил за развитием индустрии. Остальным, по большому счету, на это просто плевать.
В общей сложности фантазии авторов хватило аж на девять классов, отличающихся друг от друга профессией, количеством здоровья и скоростью передвижения. В группу нападения входит огнеметчик, шустрый скаут, быстрее других занимающий точки и прыгающий, словно сайгак, а также солдат — в меру поворотливый детина, напоминающий фашиста, вооруженного ракетницей. К числу защитников относится подрывник, стреляющий гранатами и бомбами-липучками, здоровенный толстяк с пулеметом, передвигающийся со скоростью черепахи, и инженер, в задачу которого входит расстановка турелей и "заправочных станций" в стратегически важных местах.
Поддержку и тех и других осуществляет бравая троица — медик, шпион и снайпер. Первый носит с собой экспериментальную пушку, "стреляющую" целебным лучом, может на короткое время сделать себя и партнера неуязвимыми, а для обороны использует детскую игрушку — шприцемет. Второй становится невидимым или маскируется под одного из членов команды противника, и его умелое использование может принести коллегам очень большую пользу. А третий, как ему и положено, отсиживается в углах, делая аккуратные дырки в головах своих врагов.
Класс и команду можно сменить в любой момент, не забывая, что при этом придется поменять и стиль игры. Если пулеметчику идти напролом позволяет увесистый многоствольный пулемёт в руках и тройной запас здоровья, то медику и инженеру лучше держаться в стороне — их жизненные силы смехотворны, а ассортимент оружия ограничивается парой свистулек. Аналогичные есть и в арсенале остальных бойцов, но предназначены они скорее для того, чтобы смешить соседей — размахивающий битой скаут или угрожающий сапёрной лопаткой солдат выглядят и впрямь комично.
Несмотря на отсутствие обучающего режима или хоть каких-то инструкций, освоиться в происходящем можно за вечер-другой. Задачи каждого класса очевидны, количество карт и их размеры минимальны, дизайн предельно прост и практичен, а частая смерть заставляет мозг работать в ускоренном режиме. Да и разнообразие профессий позволяет выбрать то, к чему есть больше способностей: одним проще справиться с пулеметом, другим — с гаечным ключом. Но кто бы не собрался в команду — законченные неофиты или ветераны онлайновых сражений — потребуется хотя бы минимальное взаимодействие ее участников. Без этого победа будет маячить на горизонте до бесконечности.
Однако возвращаться в Team Fortress 2 хочется вовсе не из-за превосходно сбалансированных классов и чувства удовлетворения от слаженной работы нескольких человек, а из-за огромного количества мелочей, скрашивающих унылую жизнь солдата. Мультяшные человечки носятся по уровням и ходят вперевалку, валятся на землю в картинных позах и во всю глотку орут "Доктор!", приставляя руку ко рту, словно рупор. Каждая смерть сопровождается снимком убийцы и ободряющей надписью "Вы продержались в строю 40 секунд, что тоже не так уж плохо". И даже разлетающиеся на куски тела выглядят скорее забавно, нежели отвратительно.
Лучше сразу взять за правило не смотреть в сторону коробки с игрой перед сном, чтобы на утро не было мучительно больно. Зайдя на несколько минут, не замечаешь, как пролетает несколько часов; при этом нет никакой гарантии, что противостояние хоть чем-то закончится. Почти бесконечная борьба за контрольные точки может продолжаться с утра до вечера — сражающиеся сменяют друг друга, перевес смещается то в одну, то в другую сторону, но финал так и не наступает. Каждый раз покидая поле боя, чувствуешь себя полноправным участником глобальной военной операции, которая будет продолжаться и завтра, и через неделю. Спешить при таком раскладе некуда.